Утилизационный сбор: на перекрестке с лизингом
С 1 января 2014 года закон об утилизационном сборе распространится на автомобили российского производства, а также ввозимые с территории Казахстана и Беларуси и помещенные в Калининградской области под процедуру свободной таможенной зоны. На рынке лизинга новые нормы отразятся прежде всего на сегментах бюджетных и грузовых автомобилей.
21 октября Президент РФ Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в статью 24.1 федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которому с 1 января 2014 года российские производители автомобилей будут уплачивать утилизационный сбор на общих основаниях. Аналогичные требования документа также распространяются на транспортные средства, ввозимые из Казахстана и Белоруссии и на помещенные в Калининградской области под процедуру свободной таможенной зоны.
По-прежнему не подверженными уплате утилизационного сбора останутся лишь классические авто старше 30 лет, машины представителей международных организаций, дипломатических и консульских учреждений, а также те транспортные средства, которые ввозятся участниками госпрограммы по переселению соотечественников и беженцами.
Напомним, впервые утилизационный сбор был введен в 2012 году и распространялся лишь на иностранные – новые и подержанные – автомобили. Базовые ставки сбора составляли 20 тыс. рублей для легковых авто и 150 тыс. рублей – для грузовых. Но Евросоюз посчитал, что таким образом Россия ущемляет права иностранных производителей и опротестовал эту норму в ВТО. В итоге, как сказано в пояснительной записке к закону, документ адаптирует российское законодательство к условиям членства в ВТО, благодаря чему Россия выполнит обязательства, касающиеся создания равных условий для отечественных производителей и импортеров.
В связи с нововведением, как предполагает генеральный директор компании Carcade Лизинг Алексей Смирнов, производителям из РФ и стран ТС нужно будет переходить от стратегии ценовой конкуренции с иностранными автопроизводителями к конкуренции продуктовой. «Можно прогнозировать перераспределение спроса в бюджетном сегменте - от российских машин к иномаркам», - считает эксперт.
На рынок же лизинга указанный закон повлияет избирательно. С одной стороны, лизинг автомобилей занимает долю в 20-21% в общем объеме лизинговых сделок, а это немалый показатель. Причем, по словам заместителя генерального директора ОАО «ВЭБ-лизинг» Алексея Сичинавы, этот сегмент рассматривается большинством представителей отраслевого сообщества как один из наиболее перспективных и динамичных. С другой, по наблюдениям тех же лизингодателей, за прошедший год они не ощутили слишком сильного влияния от введения утилизационного сбора, поэтому и в будущем его воздействие на финансовый рынок будет умеренным.
«Изменения положений ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым утилизационный сбор распространяется на транспортные средства, ввозимые из Белоруссии и Казахстана, на равных условиях с российскими автопроизводителями и импортерами из третьих стран, никак не отразится на работе лизинговых компаний. Данные нововведения также не являются причиной для изменения стоимости лизинга автомобилей как отечественной, так и импортной сборки. С учетом обязательной уплаты утилизационного сбора, каждый производитель сам будет решать, прибавлять ли размер сбора к стоимости продукта, или пытаться каким-то образом сократить издержки», - считает Алексей Смирнов.
Впрочем, его коллеги по рынку предполагают, что небольшое удорожание автомобилей исключать нельзя. «Нам кажется, что введение утилизационного сбора на автомобили производства РФ и стран ТС приведет к некоторому повышению стоимости этих автомобилей, что нивелирует их преимущество перед конкурентами из-за рубежа. Как результат, увеличение стоимости техники несколько снизит ее привлекательность в глазах покупателей и переориентирует часть из них на приобретение импортного транспорта. Однако, скорее всего, доля таких покупателей будет невысока и соберет тех, кто сейчас колеблется между покупкой отечественного авто и бюджетной модели какого-либо из мировых брендов», - оценивает ситуацию директор Управления ЗАО «Сбербанк Лизинг» Денис Богданович.
«По идее, такая мера должна привести к повышению стоимости автомобилей для покупателей, в числе которых выступают и лизинговые компании», - соглашается Алексей Сичинава. Рынок, по его словам, в целом готов к этому, однако он не уверен, что это чревато какими-то серьезными проблемами для лизингового сообщества.
В частности, вряд ли необходимость уплачивать утилизационный сбор отразится на общих объемах продаж автомобилей в лизинг. В последние пять лет, как отмечают эксперты, рынок постоянно растет, хотя в последнее время уже не так активно. Но поскольку, как отмечает Алексей Сичинава, для автопроизводителей лизинг – это один из инструментов повышения продаж, то даже после введения утилизационного сбора лизинговые компании и производители продолжат активное сотрудничество, ориентированное на привлечение клиентов. Меньше всего нововведение коснется сегмента лизинга подержанных автомобилей, поскольку его доля совсем невелика – в лизинг приобретают прежде всего новые авто.
Единодушны эксперты в том, что сильней всего затронет введение утилизационного сбора сегмент бюджетных авто. «Ставка сбора фиксирована и едина для однотипных автомобилей. Понятно, что в процентном отношении «надбавка за утилизацию» окажет более сильное влияние на цену более дешевого автомобиля», - говорит Денис Богданович. В случае с премиум-моделями, уверен Алексей Смирнов, даже прямое включение в стоимость машины размера утилизационного сбора не повлияет на спрос.
Что касается сегмента лизинга грузовых авто, то здесь мнения экспертов расходятся. Так, Алексей Смирнов отмечает, что рынок грузовиков в 2013 году заметно упал, не будет роста и в 2014 году. «В этом случае обязательства уплаты утилизационного сбора в какой-то степени только способствует снижению объема продаж грузовиков», - полагает он.
В то же время Денис Богданович считает, что на рынок лизинга грузовых авто введения утилизационного сбора окажет примерно такое же влияние, как и на рынок легкового транспорта. «Только количество клиентов, отказавшихся от приобретения отечественных транспортных средств в пользу импортных, будет еще меньше. Это обусловлено тем, что предприятия, как правило, владеют грузовым транспортом не в единичном экземпляре, а целым парком. И при определении марки приобретаемых грузовиков в расчет принимается структура имеющегося парка, т.к. решение о приобретении новых марок транспорта может значительно увеличить накладные расходы на ремонт и обслуживание грузового парка в целом», - поясняет эксперт.
Еще более смелое предположение сделал Алексей Сичинава. По его мнению, ввиду затяжной стагнации в сегменте лизинга железнодорожного подвижного состава грузопоток частично переориентируется в сегмент автомобильных перевозок. Соответственно, такая тенденция на рынке лизинга поспособствует значительному росту активности предпринимателей в деле приобретения грузового автотранспорта. Поэтому, как считает эксперт, даже если введение утилизационного сбора и повлияет на развитие лизинга грузового автотранспорта негативно, положительная динамика роста все равно сохранится.
При любом виде копирования либо цитирования материалов сайта и размещении их на других интернет-ресурсах требуется наличие активной гиперссылки на главную страницу портала All-leasing.ru либо на страницу с копированным материалом.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|