Опасная «мечта» российских авиакомпаний
За последнюю неделю появилось сразу несколько сообщений о новых неудачах Boeing 787 Dreamliner. Несмотря на это, российские авиакомпании, планирующие приобрести в лизинг в общей сложности 26 этих авиасудов, отказываться от них не намерены.
Boeing 787 Dreamliner создавался действительно как лайнер мечты – и для авиаперевозчиков, и для пассажиров. Он обладает широким фюзеляжем диаметром 5,77 м, повышенной шумоизоляцией и самыми большими иллюминаторами их всех коммерческих авиалайнеров. Вдобавок расход топлива у 878-го на 20% ниже, чем у аналогичных судов.
Тем не менее, этот проект Boeing оказался откровенно неудачным. За два года, прошедших с момента совершения самолетом первого коммерческого рейса, Dreamliner успел пережить ряд поломок самого разного характера. В сентябре 2012 года самолет авиакомпании Air Bridge Cargo прервал взлет из-за отказа двигателя, в начале 2013 года последовала целая серия сообщений о неполадках с аккумуляторами, из-за чего Федеральное управление гражданской авиации и Европейское агентство авиационной безопасности временно приостанавливали полеты Boeing 787.
За последнюю неделю о лайнере СМИ дважды сообщали в негативном контексте. Вначале норвежская авиакомпания Norwegian Air Shuttle вернула производителю новый самолет Boeing 787 Dreamliner, ссылаясь на его неоднократные поломки и требуя их устранения. Взамен перевозчик решил взять в лизинг самолет Airbus A340. Буквально на следующий день 787-й польской авиакомпании LOT вынужден был совершить экстренную посадку в Исландии из-за сбоев в системе идентификации. А всего неделей ранее эта же компания вынуждена была отложить вылеты самолета Dreamliner из-за обнаруженных неполадок с газовыми фильтрами.
Тем не менее, в корпорации Boeing производство 787-х наращивают. В частности, в свежем отчете компании указано, что за 3-й квартал она предала заказчикам, в том числе, в операционный лизинг, 23 Boeing 787 Dreamliner, тогда как за аналогичный период 2012 года цифра составила лишь 12 единиц. Правда, в компании не исключают возможные задержки с поставками, вызванными остановкой работы госучреждений в США.
В России Boeing 787 Dreamliner стал настоящей мечтой для двух авиакомпаний – «Трансаэро» и «Аэрофлота». Первая заключила договор на приобретение 4-х лайнеров, первый из которых она должна получить уже в 1-м квартале 2014 года. «Аэрофлот» заключил контракт на 22 судна, начало поставок запланировано на 2016 год. Стремление этих авиаперевозчиков получить самолеты так велико, что в самый разгар скандалов, связанных с поломками Boeing 787, в январе текущего года, в обеих компаниях ситуацию комментировали хоть и скупо, но однозначно: следим за развитием событий, но отказываться от судов не намерены.
Сейчас, судя по всему, положение дел не особо изменилось. В июле появилось сообщение о том, что концерн Boeing Co. приступил к сертификации самолета Dreamliner для «Трансаэро». До этого пресс-служба авиакомпании сообщала, что кредитный комитет группы ВТБ одобрил финансирование «ВТБ-Лизингом» указанных четырех Boeing 787 Dreamliner. В ответ на вопрос о том, не повлияют ли последние негативные сообщения об этом самолете на решение компании, в пресс-службе «Трансаэро» ответили скупо: «Находимся в контракте», - отказавшись комментировать детали.
Зато генеральный директор лизинговой компании «Трансфин-М» Дмитрий Зотов сделал заявление о том, что рассматривает возможность предоставления в лизинг различных типов Boeing для авиакомпании «Трансаэро». «Переговоры с руководством «Трансаэро» ведутся, но на данной стадии переговоров, по общей договоренности, мы пока не озвучиваем конкретные числовые параметры», - сказал он. В пресс-службе компании подтвердили, что эти переговоры пока находятся на самой ранней стадии, поэтому говорить о том, входит ли в предмет переговоров Boeing 787 Dreamliner, еще рано.
В «Аэрофлоте» не желают комментировать не только детали сделки, но и вопрос в принципе. Из открытых источников известно, что еще в январе 2013 года реакцией компании на частые поломки Boeing 787 стало подтверждение намерения приобрести суда. Но в августе на очередном заседании совета директоров ОАО «Аэрофлот» были рассмотрены условия лизинга 50-ти новых воздушных судов Boeing B737-800/900ER, 5-ти лайнеров Airbus A320-200, а также изменение существенных условий сделки покупки 22-х новых воздушных судов Airbus A350XWB. О Boeing 787 Dreamliner речь на заседании не шла. В связи с этим и с учетом категорического нежелания компании комментировать этот вопрос, можно предположить, что перевозчик хочет если не отказаться от приобретения судов, то хотя бы существенно пересмотреть условия контракта.
Ведь, напомним, именно так уже поступила не одна авиакомпания. Кроме вышеупомянутого инцидента с Norwegian Air Shuttle, которая променяла Boeing 787 Dreamliner на Airbus A340, подобный шаг делала и польская LOT. В марте этого года компания взяла в «мокрый» лизинг у португальской компании Hi Fly лайнер Airbus 330 для полетов через Атлантику.
В компании «ВЭБ-лизинг», являющейся давним лизинговым партнером «Аэрофлота», также не смогли подтвердить намерения перевозчика относительно приобретения Boeing 787 Dreamliner. «В настоящий момент ОАО «ВЭБ-лизинг» и ОАО «Аэрофлот» реализуют соглашение по поставке авиакомпании шести самолетов Boeing 777-300 ER - планируется привлечение различных источников финансирования. Поставка воздушных судов запланирована на первое полугодие 2014 года. Отметим, что эта партия из шести Boeing 777-300 ER является продолжением сотрудничества с Аэрофлотом - «ВЭБ-лизинг» в этом году уже поставил авиакомпании 4 самолета Boeing 777-300, а в 2012 - 3 самолета Airbus A321-200. Все переданные воздушные суда находятся в эксплуатации. Предложения относительно финансирования покупки 22 самолетов Boeing 787 Dreamliner со стороны «Аэрофлота» в адрес «ВЭБ-лизинг» пока не поступало, но если оно будет, ОАО «ВЭБ-лизинг» будет готово рассматривать возможность его реализации», - сообщили в компании.
Зато о своем желании купить Boeing 787 Dreamliner в интервью anna.aero сообщил вице-президент украинского перевозчика «МАУ» Евгений Трескунов. «В долгосрочной перспективе мы ищем более вместительные широкофюзеляжные самолеты, и к лету 2015 года у нас будут первые новые поставки. Это будут или Boeing 777, Boeing 787 или Airbus A330 — окончательное решение примем в течение нескольких месяцев», - сказал он. Так что, похоже, никакие проблемы и недостатки Boeing 787 Dreamliner не пугают авиакомпании. Главное, чтобы в своем стремлении они не забыли о безопасности авиаперевозок и, по примеру западных и японских коллег, добились от Boeing устранения всех дефектов самолета до того, как те начнут совершать регулярные рейсы.
При любом виде копирования либо цитирования материалов сайта и размещении их на других интернет-ресурсах требуется наличие активной гиперссылки на главную страницу портала All-leasing.ru либо на страницу с копированным материалом.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|