Модуль Леасофт БКИ

Стратегическим планированием в лизинге занимаются пока только крупные игроки

26 апреля 2013
Стратегическим планированием в лизинге занимаются пока только крупные игроки

Генеральный директор ОАО «ВТБ-Лизинг» Андрей Коноплев и директор по развитию бизнеса Государственной Транспортной Лизинговой Компании Владимир Добровольский, выступившие партнерами исследования «Эксперт РА» «Российский рынок лизинга по итогам 2012 года: вагоны подвели» (публиковалось на порталах Банки.ру и All-Leasing.Ru в версии журнала «Эксперт»), оценили ситуацию на рынке лизинга, дали прогноз на 2013 год и рассказали о стратегическом планировании в лизинговой отрасли.

— Какие значимые события произошли на рынке в IV квартале 2012 года?

Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО «ВТБ-Лизинг»: В 2012 году было отмечено снижение темпов роста российского портфеля лизинга, при этом говорить о снижении спроса некорректно. Достаточно активно развивается направление лизинга нефте- и газодобывающего оборудования, авиакомпании обновляют парк самолетов, в том числе за счет приобретения самолетов разработанных и поставленных на конвейер в последние годы. Например, нашей компанией заключен договор лизинга на приобретение 4 самолетов Boeing 787 Dreamliner.

Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной Транспортной Лизинговой Компании: На мой взгляд, в IV квартале на рынке лизинга не было действительно значимых событий. Конец года был не слишком успешным для лизингодателей, и, к сожалению, в этот период мы можем констатировать стагнацию.

— Ожидаете ли вы стагнацию на рынке лизинга в 2013 году? Если да, то как компания к этому готовится?

А. К.: В 2013 году мы ожидаем сохранения объема нового бизнеса на текущем уровне. Драйверами бизнеса закономерно останутся те сегменты, которые превалируют в российском лизинговом портфеле — лизинг средств транспорта и оборудования. Наша компания диверсифицирует бизнес как по сегментам лизинга, так и по территориальному охвату.

В. Д.: В 2013 году стагнации на рынке лизинга мы не ожидаем. Мы прогнозируем умеренный рост — 10—15%, в лучшем случае — 20%. Со своей стороны мы фокусируемся на тех сегментах рынка, которые считаем драйверами роста: малой и региональной авиации, дорожной технике, пассажирском транспорте, железнодорожной технике; рассматриваем судостроение и водный транспорт. В этом году мы планируем активизировать работу с регионами, которым предлагаем комплексные решения развития транспортной инфраструктуры.

— В случае отсутствия роста новых сделок на рынке в текущем году, как, на ваш взгляд, это переживут участники рынка?

А. К.: Снижение объемов нового бизнеса, при условии сохранения качества лизингового портфеля, не должно негативно повлиять на платежеспособность участников рынка, при этом следует учитывать, что финансовое состояние частных лизинговых компаний с ограниченным доступом к финансированию может несколько ухудшиться. Возможны процессы слияния и поглощения среди лизинговых компаний, а также купля/продажа лизинговых портфелей.

В. Д.: Ни для кого не секрет, что для нормальной работы компании необходим постоянный денежный поток, новые сделки. Бизнес должен держаться, как минимум, на текущем уровне, а в идеале — расти. Те, кто может столкнуться с замедлением темпов деятельности, будут стараться подстроиться под новые реалии, сохранить свой бизнес. В первую очередь, это может проявиться в своеобразной моде на розницу. Даже компании, которые всегда работали только с крупными сделками, начинают создавать розничные подразделения. Более четко будет прослеживаться отраслевая специализация компаний, так как в выгодном положении оказываются те игроки, которые могут выступать экспертами в том или ином сегменте, быть ориентирами для рынка. Могу сказать по опыту ГТЛК — при таком подходе недостатка в клиентах не будет.

— Ожидаете ли вы наступления проблем с ликвидностью в результате эффекта «догоняющего НДС»?

А. К.: В деятельности нашей компании мы не ожидаем эффекта «догоняющего НДС», в небольших компаниях возникновение данного эффекта возможно, поскольку в целом их ликвидность неустойчива.

В. Д.: Не думаю, что проблемы с ликвидностью в результате эффекта «догоняющего НДС» будут иметь массовый характер.

— Наблюдаете ли вы снижение спроса на лизинг с начала года в связи с отменой налога на имущество?

А. К.: Причины изменения спроса на лизинговые услуги в начале текущего года разнообразны. По нашему мнению, отмена данного налога для движимого имущества никоим образом не должна снизить спрос на лизинговые услуги. Стоимость расходов лизингодателя включается в лизинговые платежи, следовательно, отмена данного налога приведет к уменьшению суммы платежей по новым договорам.

В. Д.: Мы не наблюдаем падения спроса в связи с отменой налога на имущества. Мне кажется, эти изменения могут сформировать другую тенденцию: лизингополучатели начали интересоваться переводом техники на их баланс.

— Возможно ли в текущих условиях планирование деятельности компании на 2—3 года вперед?

А. К.: В условиях неустойчивого развития национальной и мировой экономик вопросы планирования деятельности компаний в среднесрочной перспективе приобретают важное значение. Прогнозирование различных сценариев развития ситуации на рынке лизинга подготовит компанию к преодолению возможных негативных тенденций. В то же время планирование должно включать в себя реальные для выполнения цели, не только финансовые, но и качественные показатели, такие как сохранение качества текущего портфеля на определенном уровне.

В. Д.: Планирование всегда возможно. У ГТЛК есть стратегия развития до 2015 года. Естественно, ежегодно она может корректироваться в зависимости от результатов и прогнозов, но глобально мы от него не отступали. Если у вас несколько профильных сегментов, то один из них может выстрелить и компенсировать сложности в другом. Например, за начало 2013 года мы уже заключили сделки в авиационном сегменте на сумму лишь немногим меньшую, чем за весь 2012 год. Этот рынок очень капиталоемкий и может компенсировать некоторое затишье, например, в сегменте железнодорожной техники.

— Как, на ваш взгляд, обстоят дела со стратегическим планированием в целом в лизинговой отрасли?

А. К.: Крупные игроки изучают рынок, создают соответствующие подразделения, разрабатывают стратегию своей деятельности и на регулярной основе предоставляют отчеты акционерам за прошедший период и плановые ориентиры. Более мелкие игроки либо не ведут стратегического планирования, либо осуществляют его на более краткосрочном горизонте.

В. Д.: В целом стратегическое планирование развивается не очень хорошо. Оно может осуществляться только в больших и средних компаниях. Небольшие компании, которых на рынке большинство, очень сильно зависят от текущей конъюнктуры рынка. Они не могут планировать свою деятельность на длительный срок, так как не известно, смогут ли они привлечь банковские кредиты, являющиеся их единственным источником фондирования. К тому же клиенты мелких лизингодателей — тоже небольшие компании, которые не имеют плана долгосрочного развития. Они берут технику, и не понятно, когда придут за следующей партией.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Эксперт РА

Источник фото:  Inmagine
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь