Рынок финансовой аренды на юге России за первое полугодие вырос, по нашим оценкам, на 45%. В целом по стране, согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», лизинг рос менее динамично — на 34%. Значительная доля динамики на юге обеспечена несколькими госкомпаниями, активно расширяющими свое присутствие в регионе. А вот у частных лизинговых компаний нет уверенности в дальнейшем динамичном росте.
По итогам прошлого года южный лизинг превзошел показатели считавшегося до этого самым благоприятным докризисного 2008 года — объем нового бизнеса в 2011-м, по нашим оценкам, превысил 46 млрд рублей. В этом году рынок лизинга на юге продолжил расти и за первые шесть месяцев был равен более чем 29 млрд рублей (см. график). В этой оценке мы опирались на данные компаний - участников рейтинга, а также оценивали деятельность тех, кто в нем не представлен. В целях сопоставимости данных мы продолжаем придерживаться методологии, согласно которой под югом России понимаем территории двух федеральных округов — Южного и Северо-Кавказского.
По сравнению с первым полугодием 2011 года темпы прироста рынка лизинга на юге в первые шесть месяцев этого года предсказуемо снизились — 45% против 164% годом ранее, когда резкий рост был предопределен низкой базой (финансовая аренда существенно пострадала во время кризиса). Тем не менее потенциал роста лизингового рынка на юге России все так же далек от исчерпания, к тому же степень проникновения финансовой аренды в ЮФО и СКФО существенно различается. Целевой ориентир для рынка лизинга России — 15—17% доли в инвестициях в основной капитал (как в Западной Европе). В ЮФО этот показатель в прошлом году оценивается на уровне не более 5%, в СКФО — в несколько раз меньше. Дальнейшее развитие финансовой аренды на юге, как и в целом по стране, будет зависеть от стоимости привлеченных ресурсов, и чем выше она окажется, тем больше станут различаться сценарии развития у государственных и частных лизингодателей.
Смена мест
В первом полугодии ряд лизинговых компаний на юге демонстрировали умеренный рост, другие продолжали агрессивно наращивать объемы заключенных контрактов (см. таблицу «Рейтинг лизинговых компаний, работающих на юге России, по итогам первого полугодия 2012 года»). Всего у восьми участников рейтинга отмечено снижение нового бизнеса. Случаи, когда новый бизнес вырастал в десятки и сотни раз, обусловлены в основном опять же низкой базой сравнения. По нашим оценкам, в лидерах рейтинга могли быть такие крупные госкомпании, как «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ-лизинг», но они не заполняют анкеты для участия в региональных рейтингах.
Изменения в рейтинговой таблице начинаются с верхних позиций, но традиционно они заметнее в нижней части. Со второго на первое место, нарастив показатель нового бизнеса на юге в три раза, поднялся «Росагролизинг» с показателем 6,6 млрд рублей. С третьего на второе место переместилась, показав рост на 34,4%, еще одна компания с миллиардными показателями за полугодие — «Европлан». Высокая динамика отличает и других лидеров рейтинга. У лизинговой компании «Уралсиб», например, прирост нового бизнеса составил 67,5%. На третьем месте из-за сохранения ключевого показателя практически на том же уровне оказалась Государственная Транспортная Лизинговая Компания (ГТЛК); в структуре ее сделок нового бизнеса на юге половина приходится на легковые автомобили, почти четверть — на оборудование для нефтедобычи и переработки, еще 22% — на грузовой автотранспорт. Пятую позицию заняло ООО «Сименс Финанс» (1,046 млрд рублей) — развитию бизнеса компании способствовало приобретение концерном «Сименс АГ» универсального лизингодателя ЗАО «ДельтаЛизинг».
Госкомпании на марше
Внимание лизинговых компаний к югу не уменьшается, что способствует росту конкуренции и несет выгоды потребителю. Особым стремлением нарастить присутствие в южном регионе по-прежнему отличаются государственные компании. Так, в апреле 2012 года ОАО «ВЭБ-лизинг» открыло второе региональное подразделение в Ростове-на-Дону и новый офис в Пятигорске, в январе — дополнительное подразделение в Краснодаре. У ГТЛК в мае появилось региональное подразделение в Ростове, в июле — обособленное подразделение в Краснодаре. Активно развивается северо-кавказский региональный филиал ЗАО «Сбербанк Лизинг», который начал работу только в октябре 2010 года. Существенное удобство для клиентов и конкурентное преимущество компании заключается в том, что работа с этим лизингодателем осуществляется во всех отделениях Северо-Кавказского банка Сбербанка России.
Среди крупных сделок в ЮФО отдельно следует отметить покупку в лизинг уникального шахтного оборудования (очистного комбайнового комплекса) для ООО «Шахтоуправление «Садкинское»» (Ростовская область) на сумму свыше 994 млн рублей, срок договора лизинга составил 60 месяцев. Профинансировал и обеспечил поставку Среднерусский филиал ЗАО «Сбербанк Лизинг».
В СКФО масштаб договоров иной, но их значимость для обновления основных фондов и модернизации не меньше. Например, компания «МСП Лизинг» (дочерняя структура ОАО «МСП Банк» в структуре группы Внешэкономбанка) передала в финансовую аренду ООО «КФХ «Сарский»» технологическое оборудование для создания первого на территории Кабардино-Балкарии завода по выработке мясокостной муки и кормового жира мощностью до 10 тонн в сутки. Договор лизинга заключен на пять лет, его общая стоимость составляет 126 млн рублей, из которых 27,3 млн — собственные средства лизингополучателя, инвестированные им в проект в виде аванса. КФХ «Сарский»» планирует занять до 40% республиканского рынка кормов.
В июле «МСП Лизинг» и ООО «Юг-Регион» заключили пятилетний договор стоимостью 200 млн рублей на покупку оборудования для создания крупнейшего в той же Кабардино-Балкарии логистического плодоовощного комплекса по долгосрочному хранению и первичной переработке овощей и корнеплодов мощностью 5 тыс. тонн. Проект был поддержан Министерством сельского хозяйства и продовольствия КБР. В июне тот же лизингодатель профинансировал проект модернизации деревообрабатывающего предприятия ООО «Уникум» в Чечне стоимостью 10,8 млн рублей на пять лет. Сделка состоялась в рамках соглашения о сотрудничестве в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, заключенного в феврале 2012 года между «МСП Лизинг» и комитетом по малому бизнесу и предпринимательству правительства Чеченской Республики. В лизинг переданы деревообрабатывающие станки и лакокрасочное оборудование, предназначенные для выпуска мебели, предметов интерьера, пиломатериалов, оконных и дверных блоков, других изделий из ценных пород дерева.
Значимость использования лизинга для целей развития АПК в масштабах целой республики прослеживается и в Ингушетии. В весенне-полевых работах в республике была задействована новая сельхозтехника, 100% которой поставило в ингушские хозяйства ОАО «Росагролизинг» в рамках выполнения поручений правительства по модернизации отечественного АПК и реализации мер поддержки технического переоснащения машинно-тракторного парка хозяйств северокавказских регионов. По данным на середину апреля, в республику была передана 871 единица сельхозтехники крупнейших российских производителей — энергонасыщенные тракторы, культиваторы, пресс-подборщики, дискаторы. В результате машинно-тракторный парк был обновлен впервые за 20 лет. Новая сельхозтехника позволит ввести в эксплуатацию значительные объемы залежных земель сельхозназначения, благодаря чему посевная площадь увеличится более чем на 20%. Ранее из-за недостаточного технического оснащения обрабатывать эти земли не было возможности.
Однако не все лизинговые компании спешат развивать свои сети в СКФО. Директор ростовского представительства «Сименс Финанс» Роман Албагачиев подчеркивает, что, несмотря на постоянно увеличивающийся спрос на услуги лизинга в СКФО, немногие лизинговые компании готовы финансировать клиентов в субъектах, входящих в округ, за исключением Ставропольского края. «Есть пять крупных игроков на территории Ставропольского края — мы, «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг», «Росагролизинг» и «Ресо-лизинг», — рассуждает главный специалист отдела продаж лизинга крупному и среднему бизнесу Северо-Кавказского регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» Оксана Щеглова. — В крае очень перспективна отрасль сельского хозяйства, однако в объеме наших вложений данные лизинговые операции занимают незначительную долю. Наибольшую активность в спросе на финансовую аренду мы видим со стороны промышленных и торговых предприятий. Поэтому в структуре сделок доминируют автотранспорт, строительная и спецтехника, экскаваторы, погрузчики и прочее».
Рост с оглядкой
Среди событий, оказавших влияние на рынок в первом полугодии, — ухудшение ситуации с фондированием лизинговых компаний, пересмотр участниками рынка сценария развития отрасли в 2012 году в сторону более оптимистичного, увеличение количества партнерских программ, заключаемых лизинговыми компаниями с производителями и поставщиками транспорта и оборудования. «Стабильность, установившаяся в отрасли в первом полугодии, была достаточно шаткой, — подчеркивает генеральный директор ООО «Каркаде» Лариса Власова. — Причины — сложности в получении фондирования для участников рынка, рост стоимости кредитных ресурсов для участников отрасли, а также неопределенные настроения на финансовых рынках зарубежных стран и России. Тем не менее высокий спрос на услуги лизингодателей со стороны предпринимательского сообщества вынуждал лидеров рынка продолжать снижение стоимости услуг финансовой аренды, а также смягчать требования к лизингополучателям».
«В этом году конкуренция на рынке лизинговых услуг растет еще более стремительными темпами, — констатирует директор ГК «Интерлизинг» Михаил Демченко. — Лизинговые компании в борьбе за клиента предлагают все более лояльные условия и продукты. Причиной тому служит появление все большего числа лизинговых компаний, а также приход новых федеральных игроков». Однако дальнейшее ужесточение конкуренции способно привести к снижению критериев оценки платежеспособности потенциальных лизингополучателей, что отразится на качестве портфеля и устойчивости компании. По такому сценарию развивалась ситуация на рынке перед кризисом 2008 года, хотя генеральный директор ЗАО «Альянс-Лизинг» Дмитрий Кочергин отмечает, что с ростом рынка клиенты становятся избирательнее в выборе лизинговых компаний.
Несмотря на общий рост рынка, стабильный спрос на сельхозтехнику и автотранспорт, в первом полугодии произошли некоторые изменения в структуре спроса, в частности отмечается спад спроса на дорожно-строительную технику. «В прошлом году спрос в этом сегменте держался на очень высоком уровне, технические парки были быстро модернизированы, — поясняет директор по развитию бизнеса ГТЛК Владимир Добровольский. — Падение интереса к лизингу дорожно-строительной техники связано не с тем, что в ЮФО и СКФО стали мало строить дорог. Просто для подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи было закуплено очень много новой техники. Несколько лет этот сегмент лизинга, в первую очередь в ЮФО, будет развиваться медленно».
Развить рынок с партнером
Рост конкурентного давления на фоне известной внешней неопределенности рынка подталкивает лизингодателей к поиску новых решений по сохранению и укреплению позиций на рынке. «Стоит отметить, что на рынке сложилась достаточно парадоксальная ситуация: с одной стороны, часть наших коллег испытывают проблемы с привлечением фондирования для того, чтобы продолжать финансировать лизингополучателей в прежних объемах, — размышляет Лариса Власова. — С другой стороны, на рынке сегодня работает большое количество лизинговых компаний с участием государственного капитала, имеющих доступ к сравнительно недорогому финансированию. Они не прекращают свою деятельность, а, наоборот, достаточно агрессивно работают над привлечением новых клиентов — это вынуждает других участников рынка тоже активно участвовать в конкурентной борьбе».
Соглашается с такой оценкой и Дмитрий Кочергин: «Значительно увеличивается конкуренция, появляются лизинговые компании с «дешевыми» деньгами, готовые работать с розницей, с достаточно быстрыми сроками оформления сделки».
В конце позапрошлого и в прошлом году конкурентная борьба между лизинговыми компаниями сосредоточилась в ценовой среде, а в этом году рынок сфокусировался на неценовых факторах, в том числе и за счет того, что лимит снижения цен оказался практически исчерпан. Значительно активизировалось применение маркетинговых инструментов в сфере финансовой аренды.
Дальнейшее развитие конкурентных технологий продолжает двигаться в сторону расширения сервисов. «В течение первых шести месяцев этого года лидирующие лизинговые компании активно делали ставку на развитие партнерских отношений с поставщиками и, соответственно, на вывод новых совместных продуктов на «специальных» условиях, — поясняет Лариса Власова. — Во втором полугодии, по нашим прогнозам, лизинговые компании сосредоточатся на развитии сервисных решений для лизингополучателей. Тенденция к этому начала прослеживаться уже во II квартале». К примеру, «CARCADE Лизинг» в августе вывела на рынок финансовый продукт «Больше чем лизинг». Предполагается, что в рамках единого договора финансовой аренды предприниматели могут под брендом CARCADE получить широкий спектр сервисных решений по обслуживанию автомобилей, включая подготовку транспорта к эксплуатации, подбор страхового решения, а также техническое обслуживание на дорогах. Компания приступила и к реализации проекта по интеграции в собственную сеть продаж банковских решений, предоставляемых дочерней структурой ООО «Каркаде» — ОАО «АБ «КубаньБанк» (в 2011 году ООО «Каркаде» стало первой компанией на рынке лизинговых услуг, завершившей сделку по приобретению банка). Это позволит автолизинговой компании увеличить ассортимент финансовых программ для клиентов, а КубаньБанку — в кратчайшие сроки выйти в регионы России, используя сеть CARCADE.
Без прогноза
Агрессивное развитие на региональном рынке государственных лизинговых компаний при сокращении доступа к банковскому финансированию в целом не внушает многим самостоятельным лизинговым компаниям оптимизма по поводу устойчивого развития рынка. Мы предложили участникам рейтинга сделать прогнозы развития рынка юга на следующий год, и впервые за пять лет мониторинга рынка финансовой аренды подавляющее большинство представивших анкеты компаний воздержались от прогнозирования. Вызвана такая ситуация высокой неопределенностью на внешних финансовых рынках, влияющих на российский фондовый рынок, а также доступностью фондирования. Хотя при этом в самих лизинговых компаниях сценарии и стратегии развития, вероятнее всего, разработаны в нескольких вариантах.
«Сегодня достаточно сложно прогнозировать, какими темпами будет развиваться рынок лизинга в регионе в следующем году, — рассуждает Лариса Власова. — Как и в начале этого года, наибольшую обеспокоенность вызывают нестабильность на мировых финансовых рынках и сокращение ликвидности. Ухудшение ситуации может привести к снижению объемов нового лизингового бизнеса, росту процентных ставок и повышению риска неплатежей со стороны лизингополучателей. По количеству заключаемых сделок по-прежнему драйвером роста будет сегмент автолизинга. В этом году на рынке четко наметилась тенденция перехода крупных лизинговых компаний в розничный сегмент». По мнению Дмитрия Кочергина, в следующем году основными драйверами роста станут лизинг транспорта и лизинг спецтехники. «Я думаю, что в следующем году рынок лизинга, как в России в целом, так и в ЮФО и СКФО в частности, продолжит развиваться так же, как в 2012 году, — говорит Владимир Добровольский. — Драйвером роста должен стать сегмент городского пассажирского транспорта, в том числе из-за необходимости модернизации технических парков перевозчиков в связи с Олимпиадой в Сочи. Также мы прогнозируем рост спроса на дорожно-эксплуатационную технику — в регионе построено много современных трасс, новых дорог, которые нужно качественно обслуживать».
Методология
Рейтинг лизинговых компаний составлен аналитическим центром «Эксперт ЮГ» с использованием методики рейтингового агентства «Эксперт РА».
В рейтинге принимают участие лизинговые компании, зарегистрированные на территории ЮФО и СКФО, а также компании, зарегистрированные за пределами юга, но ведущие здесь деятельность. Отсутствие компании в таблицах может быть обусловлено тем, что она не раскрыла данные о себе.
Лизингодатели предоставляют данные по сделкам, заключенным компанией на территории ЮФО и СКФО в первом полугодии. К ним относятся сделки, по которым предмет лизинга реально будет функционировать в регионе.
Основным критерием ранжирования участников в списке является объем нового бизнеса.
Объем нового бизнеса (реальные новые сделки) — это объем сделок, по которым более раннее из двух событий (первое — закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, второе — получение аванса лизингополучателя, если аванс ненулевой) наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.
Текущий портфель оценивается по объему лизинговых платежей к получению или по остаточной стоимости текущих сделок. Под объемом лизинговых платежей к получению мы понимаем объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.
Объем полученных лизинговых платежей — общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение исследуемого периода, включая доходы от ремаркетинга (доходы от продажи оборудования, изъятого у лизингополучателя).
Все показатели по компаниям указываются с учетом НДС.
В подготовке материала принимал участие Артем МАСКАЕВ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|