Несмотря на замедление темпов роста российского лизингового рынка, он растет существенно быстрее европейского. Темпы прироста новых сделок в первом полугодии 2012 года составили 20,2% (аналогичные данные по европейскому рынку на дату проведения исследования отсутствуют, в 2011-м соответствующий прирост сделок на российском и европейском рынке составлял 65% и 7,7%).
Сумма лизинговых сделок с недвижимостью на российском рынке в первом полугодии 2012 сократилась (почти втрое), в то же время сделки с оборудованием (включая автомобили) выросли в объемах на 22,8%. Для сравнения – сегмент лизинга недвижимости на общеевропейском рынке в 2011 году сократился лишь на 18,6%, а сделки с оборудованием выросли на 11,5%
Темпы прироста российского лизингового рынка в 2011-м оказались в восемь раз выше темпов прироста общеевропейского рынка (данные за первое полугодие 2012-го еще не опубликованы). По данным Leaseurope, прирост новых лизинговых сделок в Европе составил в 2011 году 7,7% (по данным 28 стран, без учета изменений курсов валют), сумма нового бизнеса достигла 256,6 млрд евро (в 2010-м – 237,5 млрд).
Среди европейских стран российский лизинговый рынок занял 5-е место в 2011 году по объему новых сделок, так же как и в 2010-м. Доля России в общеевропейских контрактах увеличилась на 2,4 процентного пункта и составила около 7,1%.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в рамках исследования отечественного рынка лизинга по итогам первого полугодия 2012 года провело оценку показателей деятельности рынка в соответствии с критериями Leaseurope (европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций).
Методология исследований рынка лизинга Leaseurope
Приведенные ниже данные рассчитаны в соответствии с методологией европейской федерации Leaseurope. Методология предполагает следующие формулировки понятий:
Лизинг подразумевает под собой все формы лизинговых контрактов (в том числе финансовый лизинг, оперативный лизинг, а также покупку в рассрочку), подпадающих под трактовку стандарта IAS 17.
Объем нового бизнеса (new production, new business volume, new leasing volume) – это сумма стоимости (приобретения) всех предметов лизинга по заключенным за период времени договорам, без учета НДС.
Ключевое отличие показателя по российской методике состоит в том, что учитывается вся сумма договоров лизинга, которая может включать в том числе НДС, маржу лизингодателя, оплату процентов по заемным средствам, затраты на страхование предмета лизинга, монтаж оборудования и прочее.
Текущий портфель компании (outstandings), объем лизинговых платежей к получению – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам без учета уже полученных платежей.
Характеристика рынка в первом полугодии 2012 года
Объем нового бизнеса на российском лизинговом рынке за первые полгода 2012-го (по методике Leaseurope) составил 384,5 млрд рублей, увеличившись на 20,2% (график 1П). На показатель, учитываемый Leaseurope, ощутимо влияют курсы валют (все национальные валюты переводятся в евро). Курс евро к рублю с 30 июня 2011-го по 30 июня 2012-го повысился с 40,387 до 41,323, таким образом, его влияние на динамику показателей составит около 2,3 п. п.
См. график «Сумма новых сделок (по методике Leaseurope)» на сайте источника.
Сегменты рынка
Применяемая в Leaseurope разбивка рынка по сегментам оборудования менее детальна, чем в исследованиях «Эксперт РА» – используется деление новых сделок всего на три сегмента: оборудование, транспорт и недвижимость (таблица 1П).
Таблица 1П. Структура рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга | Объем нового бизнеса в первом полугодии 2011 года, млн руб. | Доля, % | Объем нового бизнеса в первом полугодии 2012 года, млн руб. | Доля, % | Сумма портфеля на 30.06.2012, млн руб. |
Оборудование | 253 600 | 79,2 | 318 634 | 82,9 | 1 843 800 |
Транспорт | 56 500 | 17,7 | 62 290 | 16,2 | 212 100 |
Недвижимость | 9 900 | 3,1 | 3 576 | 0,9 | 44 100 |
Всего | 320 000 | 100 | 384 500 | 100 | 2 100 000 |
Источник: «Эксперт РА»
Автомобильные сегменты
В отношении транспортного сегмента в Leaseurope применяется более высокая детализация (по сравнению с традиционными исследованиями «Эксперт РА»): сегмент грузового и легкового транспорта делится на типы лизинга (финансовый/оперативный), состояние имущества (новое/бывшее в употреблении) и цели приобретения (для личного/коммерческого использования).
Таблица 2. Структура сделок лизинга легкового автотранспорта
Показатель | Сумма, млн руб., первое полугодие 2011 года | Сумма, млн руб., первое полугодие 2012 года |
Объем новых сделок с легковыми автомобилями | 21 000 | 25 604 |
в том числе: | ||
финансовый лизинг | 20 400 | 25 245,5 |
оперативный лизинг | 600 | 358,5 |
в том числе: | ||
новые автомобили | 20 950 | 25 578,4 |
б/у автомобили | 50 | 25,6 |
в том числе: | ||
автомобили для личного пользования | 600 | 2 381,2 |
автомобили для коммерческого использования | 20 400 | 23 222,8 |
Источник: «Эксперт РА»
Таблица 3. Структура сделок лизинга грузового автотранспорта в первом полугодии 2012 года
Показатель | Сумма, млн руб., первое полугодие 2011 года | Сумма, млн руб., первое полугодие 2012 года |
Объем новых сделок с грузовыми автомобилями | 29 400 | 31 320 |
в том числе: | ||
финансовый лизинг | 27 700 | 31 163,4 |
оперативный лизинг | 1 700 | 156,6 |
в том числе: | ||
новые автомобили | 28 200 | 31 257,4 |
б/у автомобили | 1 200 | 62,6 |
в том числе: | ||
легкий транспорт (менее 3,5 тонны) | 2 400 | 1 409,4 |
тяжелый транспорт (более 3,5 тонны) | 27 000 | 29 910,6 |
Источник: «Эксперт РА»
Российский рынок в европейском контексте
Темпы прироста российского лизингового рынка в 2011-м оказались в восемь раз выше темпов прироста общеевропейского рынка (данные за первое полугодие 2012 года еще не опубликованы). По данным Leaseurope, прирост новых сделок в Европе составил в 2011 году 7,7% (по данным 28 стран, без учета изменений курсов валют), сумма нового бизнеса достигла 256,6 млрд евро (в 2010-м – 237,5 млрд).
Новые сделки в сегментах оборудования и автотранспортных средств продемонстрировали рост на 22,6% и 17,5% соответственно. При этом сделки в сегменте недвижимости сократились на 18,5% (в 2010-м сокращение составило 13%). На российском рынке сегмент лизинга недвижимости вырос за 2011 год на 50%, сегменты легкового и грузового транспорта увеличились в сумме на 82%.
Среди европейских стран российский лизинговый рынок занял 5-е место в 2011 году по объему новых сделок, так же как и в 2010-м (таблица 4), доля России в общеевропейских контрактах увеличилась на 2,4 п. п. и составила около 7,1%.
Таблица 4. Россия занимает 5-е место по объему лизингового рынка среди стран Европы (аналогично в 2011 и 2010 годах)
№ | Страна | 2011 год, млн евро | 2010 год, млн евро | Изменение, % |
1 | Германия | 47 636 | 43 800 | 8,76% |
2 | Франция | 39 623 | 36 415 | 8,81% |
3 | Соединенное Королевство | 38 143 | 35 933 | 6,15% |
4 | Италия | 27 409 | 29 801 | –8,03% |
5 | Россия | 18 124 | 11 177 | 62,16% |
6 | Швеция | 10 266 | 9 711 | 5,71% |
7 | Испания | 8 797 | 10 996 | –20,00% |
8 | Нидерланды | 8 499 | 7 130 | 19,2% |
9 | Швейцария | 8 361 | 7 126 | 17,32% |
10 | Польша | 7 558 | 6 832 | 10,62% |
Источник: данные Leaseurope и «Эксперт РА»
Таблица
Рэнкинг лизинговых компаний по итогам первого полугодия 2012 года (в соответствии с европейской методикой) |
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|