В начале года сдерживающим фактором рынка авторитейла являлись лишь ограниченность производства новых автомобилей ввиду дефицита комплектующих и вытекающая из нее высокая стоимость приобретения автомобиля для конечного потребителя, как итог — нейтральные прогнозы в части динамики рынка.
Вместе с этим, уже тогда часть дилеров отмечала снижение потребительского спроса, что побуждало их вводить стимулирующие дисконты для своих покупателей, а также активнее использовать эффективные инструменты привлечения трафика, например, авторассрочку. В конце февраля-начале марта ситуация изменилась кардинально. Рынок упал более, чем на 75% (с 67,3 млрд руб. в феврале до 16,7 млрд руб. в марте) из-за волатильности валюты и существенного увеличения закупочных цен на автомобили, а также предельных процентных ставок по потребительским кредитам. Объем автокредитования в Совкомбанке скорректировался всего на 58% благодаря увеличению среднего размера кредита и стабильно сильным позициям банка на рынке автокредитования. Кроме того, дополнительным демпфером выступила правильная стратегия работы банка с фокусировкой на массовые бренды, в которых Совкомбанк является лидером уже длительное время.
В целом рынок автокредитования в последние месяцы показывает позитивный тренд и оживление потребительского спроса. В мае рынок продемонстрировал рост на 59% по отношению к предыдущему месяцу и закрылся с результатом в 28,9 млрд руб. Вместе с этим прогнозы неутешительные, так как в части дефицита автомобилей ситуация продолжает ухудшаться. Часть брендов уже фактически ушла с российского рынка, часть находится в подвешенном состоянии без конкретного решения. Объемы производства отечественных автомобилей также во многом зависят от скорости решения вопроса локализации производства части комплектующих или их импорта. Что касается поставок китайских автомобилей, то в настоящее время дефицита на рынке не наблюдается, и доля рынка производителей из поднебесной неуклонно растет.
Вместе с ростом доли китайских брендов увеличивается и доля автомобилей с пробегом: в марте по отношению к февралю рост составил более 24 п.п. и достиг 49%. Катализатором увеличения доли автомобилей с историей выступают слабые продажи новых автомобилей, поэтому в ближайшее время мы ожидаем сохранение текущей пропорции с небольшим дисбалансом в сторону автомобилей с пробегом. Однако доступность автомобилей с пробегом также вызывает опасения, так как основной канал их поступления, трейд-ин, существенно сжался, а средний срок пользования автомобилем продолжает увеличиваться.
Что касается стимулирования потребительского спроса, то, безусловно, в части процентных ставок на рынке наблюдается существенное движение вниз, и Совкомбанк также ему следует. Мы уделяем особое внимание мониторингу рисков, поэтому корректируем текущие продукты и запускаем новые относительно сдержанно.
Артем Языков, управляющий директор Совкомбанка
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|